Lalimo.ru

Система методов менеджмента

Создание и совершенствование системы менеджмента качества образования в ВУЗах

Успешное внедрение TQM-подхода требует в первую очередь наличия квалифицированного персонала в самой организации, а также способности образовательных учреждений готовить кадровый потенциал для предприятий промышленности, т.е. необходимо работать и на внутренний (для самого вуза) и на внешний (для других компаний) рынки.

В наступившем веке качество высшего образования имеет определяющее значение для успешного развития любого государства, и особенно России. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы становятся ключевыми факторами, определяющими не только экономику, но и политику нового времени.

Уровень интеллектуального потенциала страны, напрямую зависящий от качества высшего образования, становится важнейшим условием не только экономического и социального развития, но и экономической и политической самостоятельности государства, условием его выживания.

Минобрнауки РФ поставило перед вузами страны задачу повышения эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках образовательных услуг. Способом выполнения данной задачи является внедрение СМК в вузах. Безусловно, такая глобальная проблема не может решаться на уровне отдельно взятого института. Ее решениетребует целенаправленных и скоординированных усилий государства, общества, высшей школы.

В данной статье предложена концепция создания и совершенствования СМК в вузах. Внедрение такой системы позволит российским учебным заведениям повысить качество подготовки специалистов и даст возможность конкурировать на рынке образовательных услуг, а России — осуществить переход к рыночной экономике и реализовать намерение выйти в единое европейское и мировое пространство в сфере высшего образования.

Политикой руководства в области качества определены следующие группы потребителей образовательных услуг:

внешние (работодатели);

заказчики научно-исследовательских работ (НИР);

внутренние (персонал и обучаемые).

ГУУ получил признание у потребителей не только на территории России, но и в странах СНГи дальнего зарубежья. Университет сохраняет свою филиальную сеть. Основными потребителями научной продукции вуза являются предприятия практически всех регионов России.

В соответствии с реализуемой политикой в области качества в университете внедряется процессный подход. Процессы разбиты на три группы: 1) процессы менеджмента; 2) основные бизнес-процессы; 3) обеспечивающие процессы.

Данный подход направлен на создание и развитие в ГУУ эффективной системы менеджмента и ее главного бизнес-процесса — научно-образовательного. Процессная модель разработана в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008, моделей совершенства с учетом опыта вузов-лидеров и типовой модели системы качества вуза. Наиболее детализирован образовательный бизнес-процесс, включающий шесть стадий (первая — маркетинг, последняя — трудоустройство). В группе обеспечивающих процессов выделен процесс мониторинга удовлетворенности заинтересованных сторон. Взаимодействие этих процессов в системе отражено в карте процессов ГУУ.

Для обеспечения эффективности управления процессами и организации их взаимодействия определены:

цели

процессов;

входные и выходные данные процессов;

владельцы процессов;

нормативные документы, регламентирующие деятельность в рамках процесса;

измеряемые параметры процесса;

показатели результативности;

методики и периодичность расчета каждого показателя.

Управление процессами осуществляется при помощи комплекса документов СМК ГУУ. Степень документированности процессов зависит от их сложности, важности и взаимодействия. В СМК ГУУ выделены шесть уровней документации, включающей:

документы по управлению качеством (три уровня);

документы по обеспечению качества;

документы по подтверждению качества (записи);

базовые документы (внешние нормативы).

Документация по управлению качеством служит для описания процессов и требований. Она имеет иерархическую структуру (8 разделов), отражающую взаимосвязь процессов вуза и позволяющую управлять ими с помощью идентификационных признаков. При разработке процесса управления документацией СМК был использован опыт Московского института стали и сплавов, Всероссийского научно-исследовательского института сертификации и Всероссийской организации качества.

Уровень выполнения договорных обязательств с заказчиками специалистов характеризуют данные о гарантиях трудоустройства выпускников: на первом курсе около 30% студентов обеспечены договорами на трудоустройство, на втором — более 50%, на третьем — около 60%, на четвертом — 70%, на пятом — более 90% выпускников уже определяются с местом будущей работы. Анализ эффективности рекомендаций от долговременных заказчиков выпускников вуза осуществляется на основе определения портрета нового потребителя и его лояльности. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9