Lalimo.ru

Система методов менеджмента

Анализ внутренней среды организации

Современная коммерческая организация – это сложная система. Всё, что находится внутри такой системы, называется внутренней средой организации.

Анализ внутренней среды организации, так же как и стратегический анализ внешней среды, должен быть системным и многофакторным. При стратегическом анализе вся внутренняя среда организации, а также её отдельные подсистемы и компоненты, рассматриваются как стратегический ресурс развития организации. Учитывая современное состояние стратегического менеджмента, можно взять за основу следующую структуру стратегического анализа внутренней среды организации:

1) стратегический анализ отдельных бизнесов организации;

2) стратегический анализ функциональных подсистем организации;

3) стратегический анализ основных структурных подразделений организации;

4) стратегический анализ всех бизнес-процессов организации.

Анализ внутренней среды организации, проведенный в сочетании с данными анализа внешней среды, составляет содержание стратегической концепции организации. Исследование результатов, полученных после анализа внешней и внутренней среды организации, позволяет выявить стратегические преимущества организации, ее стержневые компетенции и построить на их основе всю стратегию организации.

Начать анализ внутренней среды организации нужно, на взгляд автора, с получения данных об основных характеристиках организации. Исследование данных, полученных в результате анализа внутренней среды организации должно выявить эффективность ее действующей стратегии. Оценка этой эффективности проводится по показателям сильных и слабых сторон в конкурентной позиции организации.

Признаки конкурентной силы:

1) большая доля на рынке (или лидирующее положение на рынке);

2) лидирующая или отличительная стратегия;

3) растущее количество потребителей и улучшение отношения потребителей к фирме и ее продуктам;

4) компания улавливает тенденции на рынке лучше, чем ее конкуренты;

5) компания входит в стратегическую группу с наиболее удачным положением на рынке;

6) компания концентрирует на наиболее быстрорастущих сегментах рынка;

7) сильно дифференцированные товары;

8) более низкие издержки;

9) уровень прибыли выше, чем в среднем на рынке;

10) компания обладает технологическим и инновационным преимуществом;

11) творческий, готовый к переменам менеджмент;

12) компания готова извлечь выгоду из благоприятной ситуации.

Признаки конкурентной слабости:

1) конкуренты захватывают ее долю на рынке;

2) рост доход ниже, чем в среднем по рынку;

3) нехватка финансовых ресурсов;

4) репутация компании у потребителей падает;

5) компания входит в стратегическую группу с ухудшающимся положением на рынке;

6) положение компании слабо в наиболее перспективных областях;

7) высокие издержки;

8) компания слишком мала, чтобы оказывать влияние на рынок;

9) компания не в силах противостоять угрозе поглощения;

10) низкое качество товаров;

11) недостаток умений и способностей в основных областях.

Жизнеспособность организации определяется ее конкурентной силой. С выявлением конкурентных преимуществ начинается новый этап разработки стратегии организации. Конкурентные преимущества образуют тот стратегический потенциал, используя который организация получает возможности:

1) придать новый импульс старым видам своего бизнеса, вывести их на качественно другой уровень, например, перейти с аналоговой технологии на цифровую;

2) развить новые виды бизнеса, найти наиболее выгодные направления диверсификации;

3) выйти на более привлекательные рынки;

4) найти новые, более эффективные формы преодолевать силы конкуренции и т. д. Перейти на страницу: 1 2