Lalimo.ru

Система методов менеджмента

Пенсионное страхование

Когда пенсионная реформа начиналась, ее разработчики обещали обществу, что никаких изменений не будет до 2012 года - до выхода на заслуженный отдых первых россиян, в структуре пенсии которых предусмотрена накопительная часть. Однако не успел завершиться третий год пенсионной реформы, как правительство объявило об изменениях в налоговом и пенсионном законодательстве. На 10 процентов, с 36 до 26, снижен единый социальный налог, а из них - на 8 процентов его пенсионная составляющая. Предлагается отменить и двухпроцентные отчисления на накопительную часть для лиц старше 1967 года рождения и вернуть их в страховую часть пенсии.

Хотя изменение некоторых норм пенсионного законодательства, принятого в 2001 году и вступившего в силу в январе 2002-го, действительно началось раньше, делается это по инициативе правительства и по причинам, связанным с экономической ситуацией на нефтяном рынке. Прибыли и сверхприбыли, получаемые от торговли нефтью, могут стать серьезным источником для финансирования экономического подъема, осуществления экономического и технологического рывка, результатом которых должно стать удвоение валового внутреннего продукта страны.

В результате снижения ставки единого социального налога работодатели всех форм собственности и уровней станут платить в бюджет на 280 миллиардов рублей меньше. Из них Пенсионный фонд недополучит 264 миллиарда. Правда, эти потери должны тут же компенсироваться из средств федерального бюджета. А в дальнейшем, как ожидается, доходы пенсионной системы существенно возрастут в связи с ростом оплаты труда и, значит, налогооблагаемой базы, с которой будут уплачиваться налоги и взносы в Пенсионный фонд.

В то же время для уменьшения нагрузки на федеральный бюджет (за его счет компенсируются все выпадающие доходы Пенсионного фонда) предлагается отказаться от формирования накопительной части для мужчин 1953-1966 годов рождения и женщин 1957-1966 года рождения. Тем более что существенной прибавки к пенсии за счет накопительной части они не получат: накопительная составляющая сможет заменить от 1,3 до 2,7 процента их среднего заработка за период работы (при том что в мире минимальным коэффициентом замещения считаются 40 процентов).

К тому же в ближайшие 10-15 лет темп индексации страховой части пенсии по росту заработной платы будет значительно опережать рост накопительной части по инвестиционному доходу. И, следовательно, возвращение "отнятых" двух накопительных процентов в страховую часть поможет представителям более старших возрастных групп работающих накопить более весомый пенсионный капитал, чем при сохранении старых условий.

Тем же, кто хотел бы иметь в структуре своей пенсии накопительную часть, государство готово предложить соучаствовать в формировании этой составляющей пенсионного капитала. Это соответствует мировой практике, в которой работник участвует в платежах на свой пенсионный счет. При этом российская формула соплатежа будет отвечать интересам работника в большей мере, чем за рубежом: если работник заплатит 4 процента от своей годовой заработной платы на финансирование накопительной части своей будущей пенсии, государство добавит ему еще 2 процента, но не менее 2 тысяч рублей. Это означает, что пенсии низкооплачиваемых будут с помощью подобного механизма дотироваться государством. Но участие в дополнительном пенсионном страховании будет делом добровольным - никто не станет принуждать граждан уплачивать взносы за себя, государство будет лишь экономически побуждать их к этому.

В целом же, несмотря на предлагаемые изменения, пенсионная модель, введенная в действие в 2002 году, будет лишь модифицирована, а не решительно изменена. Важнейшие ее параметры останутся теми же - это будет в основе своей распределительная пенсионная система, дополненная системой персонифицированного учета пенсионных прав граждан и обязательств государства перед ними и накопительной составляющей.

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации определены Федеральным законом от 15.12.01 г. № 167-ФЗ (в ред. от 20.07.04 г.) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон).

В соответствии со ст. 6 Закона страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели. Они являются также самостоятельными страхователями (т.е. уплачивают страховые взносы на свое пенсионное страхование).

Поскольку индивидуальные предприниматели могут относиться к различным категориям страхователей, им следует обратить внимание на информационное письмо президиума ВАС РФ от 11.08.04 г. № 79, в котором содержится Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионом страховании (далее - Обзор). Перейти на страницу: 1 2 3