Lalimo.ru

Система методов менеджмента

Синергетическая и пассионарная модели развития как методологическая основа моделирования жизнедеятельности человека

Объяснение этому явлению дает неравновесная термодинамика. В применении к живым системам, развитие которых требует открытости внешней среды, их равновесие аналогично смерти. Принцип устойчивого неравновесия Э.Бауэра гласит, что живые системы никогда не бывают в равновесии и используют за счет своей свободной энергии постоянную работу против равновесия, требуемого законами физики и химии.

Открытие И. Пригожиным диссипативных структур, возникающих в далеких от равновесия системах, позволяет принимать теоретический потенциал термодинамики для объяснения процессов, происходящих в макро системах (например, в социуме). Могут быть установлены зависимости между социальными процессами как субъектом жизни (макро- и микрокосмос), пространством и временем. Речь идет о возникновении и развитии энтропийных социумов (кризисные формы жизни), переходе таких социумов в неэнтропийные, антикризисные.

Для существования любого стационарного состояния открытой системы необходим поток свободной энергии извне, постоянная “накачка” потоком свободной энергии. Следовательно, роль “царицы мира” при таком подходе играет энергия, а не ее тень – энтропия. Заметную роль для понимания природы человека как разумной самодеятельной самости играет генетико-адаптивная модель развития, где исторический процесс представляет в единстве элементов социогенеза.

Основные принципиальные положения синергетики :

1. принцип самоорганизации переход из хаотического, неупорядоченного состояния в упоряоченный и наоборот, является свойством самой системы;

2. принцип подчиненности – поведение элементов системы, обусловленное множеством микропараметров, зависит от небольшого количест ва макропараметров (параметров порядка);

3. принцип руководящих параметров – система может быть переведена из одного состояния в качественно новый изменением ряда параметров;

4. принцип бифуркаций – в случае достижения руководящими параметрами определенных значений поведение системы изменяется скачкообразно;

Относительно каждого из нас эти положения можно интерпретировать таким образом:

1. в каждом из нас существует механизм саморегуляции, который рано или поздно приводит нашу внутреннюю неупорядоченность организма в организованное состояние, что соответствует требованиям закономерностей окружающей среды;

2. элементы человеческой системы имеют определенные параметры саморегуляции, но при этом существуют параметры саморегуляции всей системы. Зная эти параметры, в процессе саморегуляции можно обеспечить функционирование, как отдельных органов (подсистем), так и всего организма (системы) в целом;

3. в человеке как системе существуют руководящие параметры, влияя на которые, изменяя их, можно целенаправленно влиять на механизм регуляции, изменять его деятельность, поведение человека. Именно на этом принципе работают методики: медитации, ребефинг, холотропная терапия, дианетика;

4. осуществляя влияние на определенные параметры, можно побуждать, принуждать человека изменить своим принципам, жизненной позиции, выбить человека из “седла” или наоборот. При этом переход из одной жизненной траектории на другую происходит практически мгновенно и как будто случайно. Хотя, по теории вероятности, случайность является следствием закономерности.

В основу синергетических представлений положено идеи системности, целостности мира и научных знаний о нем, многовариантности и оборотности жизненных процессов человека, глубокой взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости). Мир человека сложно организован и открыт влияниям на механизм саморегуляции и самоорганизации. Таким образом, функции регулирования и организации взаимозависимы.

Таким образом, развитие персонала организации, социума – это прогрессирующая интенсификация группового отбора, возрастание способностей к сотрудничеству, к самоотверженности, самопожертвованию. Те субъекты, у которых эти свойства слабо выражены, попадают в тупики эволюции. Человек, в отличие от них обладает развитой способностью к образованию условных и экстраполярных рефлексов, лежащих в основе общечеловеческой этики (феномен совести). Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7