Lalimo.ru

Система методов менеджмента

Основы организации инноваций, их экономическая и социальная оценка

Инновационный процесс, в котором рынок новшеств играет важную посредническую роль, а предприниматель – активную регулирующую роль, трудно прогнозируем из-за своей сложности, динамичности и неожиданности. Поэтому разработка стратегии бизнеса в этой области, по существу, представляет собой альтернативное планирование реализации экономических установок. Полезные выгоды извлекаются предпринимателем, как отмечалось, за счет более удачной комбинации производственных факторов, что определяет экономическую эффективность деятельности хозяйствующего субъекта. Исходя из факторов экономического роста, предпринимателю представляется возможность выбрать одну из трех возможных целевых экономических установок инновационного бизнеса: технологические нововведения, инициирующие замену старой техники, рост объемов производства и экономию производственных ресурсов; продуктовые нововведения, предполагающие создание новых и реконструкцию действующих мощностей; освоение новых рыночных ниш. Отечественный опыт и анализ международной практики позволяют предложить следующую последовательность в выработке стратегии инновационного бизнеса.

1. Сущностный и экономический анализ новшества (группы новшеств) и выработка экономической установки инновационного предпринимательства.

2. Определение сумм инвестиций, установление проектной цены новшества.

3. Анализ финансово-экономической эффективности инвестиций.

На стадии выбора стратегических инновационных решений, когда проводится оценка будущих результатов использования новшеств, мы сталкиваемся с неопределенностью ситуации в отсутствии исходных данных, достаточных для технико-экономических расчетов. Существующие методики оценки экономической эффективности мероприятий научно-технического прогресса действуют в условиях определенной экономической ситуации и имеющийся опыт экономического обоснования предпринимательских проектов распространяется, как правило, на объекты с достоверной структурой экономических показателей. В большинстве случаев при выработке инновационной стратегии мы имеем дело с прогнозными расчетами, ожидаемыми показателями, учитывающими специфику конкретной инновационной области. Определение ожидаемых показателей требует специальных подходов, от рациональности которых зависит дальнейшая возможность использования показателей для экономического обоснования целесообразности создания и использования новшества в соответствии с имеющимися методическими рекомендациями.

В условиях неопределенности технико-экономической ситуации, когда, с одной стороны, еще нет ясности в том, какие технические характеристики будут подтверждены при использовании новшества, а, с другой стороны, – существуют нестабильность с ценами на ресурсы и колебания в спросе на продукцию, полученную с использованием новшеств, учесть все факторы и условия нововведения практически невозможно. Иностранные инвесторы, например, ограничиваются прогнозом потребностей рынка и возврата инвестиций (окупаемости). Используя этот опыт, рассмотрим наиболее рациональный подход в экономическом анализе нововведений. Такой анализ можно провести по двум основным параметрам: цене новой продукции и объему инвестиций (капиталовложений) в практическую реализацию новшества. Суть метода заключается в использовании приемов маркетинговых исследований, в частности, принципов конкуренции. Ожидаемая цена новой продукции или продукции, произведенной с использованием новшеств, определяется несколькими методами: Перейти на страницу: 1 2 3 4