Lalimo.ru

Система методов менеджмента

Особенности применения экологической сертификации и маркировки продукции в деятельности малых предприятий

В качестве направления совершенствования нормативно-методической и правовой базы внедрения систем экологического управления на предприятиях и развития малого бизнеса предлагается разработать и принять Закон РФ «Об основах экологического предпринимательства в Российской Федерации». Цель подготовки законопроекта - правовое закрепления понятия «экологическое предпринимательство» как особого вида предпринимательской деятельности, направленной на выпуск продукции и оказание услуг экологического (природоохранного) назначения, при этом данный вид деятельности должен являться для предприятия основным и в этом качестве закрепляться в учредительных документах.

Переход к экологически разумному финансированию частного сектора и оказание помощи малому и среднему бизнесу в выполнении национальных экологических требований.

Одновременно требуется подготовить проект подзаконного акта (постановления Правительства РФ «О порядке формирования государственного заказа на экологическую (природоохранную) продукцию» с отражением в нем:

- обязательности ежегодного государственного заказа на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) как одной из основных форм реализации государственной экологической политики;

конкурсной системы участия экологически ориентированных предприятий в реализации государственного экологического заказа.

Реализация данных предложений поможет обеспечить формирование устойчивого спроса на экологически благоприятную продукцию, адресное выделение средств на реализацию экологических программ и их целевое расходование, необходимую правовую детализацию имеющихся законодательных норм. Следствием этого должно явиться формирование сети экологически ориентированных предприятий, конкурентной среды в данной сфере предпринимательства, последовательное наращивание количества рабочих мест в данной сфере малого и среднего бизнеса.

При этом принимаемые законодательные акты и подзаконные документы должны соответствовать действующим международным нормам.

Анализ имеющегося отечественного и зарубежного опыта позволяет сформулировать следующие предложения по организационно-методическим мерам поддержки природоохранной деятельности и экологического предпринимательства.

1. Ввести в перечень обязательных функций органов территориального общественного самоуправления обязанность по реализации экологической политики и развитию экологического предпринимательства.

2. При формировании экономической стратегии финансирования и инвестирования экологически ориентированной деятельности целесообразно преимущественно использовать не прямые, а косвенные затраты, выражающиеся в предоставлении кредитно-финансовых, налоговых, лицензионных льгот для стимулирования применения экологически чистых технологий, производства экологически благоприятной продукции, структурных сдвигов в направлении производства и потребления эффективных с экологической и экономической точек зрения материально-технических, топливно-энергетических и природных ресурсов, формирования предпринимательства и рынка экологически благоприятных товаров, работ и услуг.

3. Разработка и использование системы соответствующих рычагов и стимулов, таких как цена, зарплата, налоги, кредиты, экологические платежи, штрафы и другие санкции для экономического принуждения соблюдения экологических требований, формирующими современную ответственную норму поведения хозяйствующих субъектов и создающими мотивацию для экологически разумного поведения производителей и потребителей,

4. Проведение инвентаризации всех потребителей и пользователей природных ресурсов и источников загрязнения окружающей среды, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, с целью оценки их ресурсов по эффективному экологически ориентированному хозяйствованию и управлению.

Важное значение при этом приобретает повышение значимости экологических показателей в системе учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия. Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16