Lalimo.ru

Система методов менеджмента

Влияние экологических факторов на экономику малого бизнеса

Усиление спроса на экологически чистые продукты - т.е. товары, которые вызывают иные, относительно меньшие нагрузки на окружающую среду, следует ожидать положительных эффектов разнопланового характера в пользу охраны окружающей среды. За счет применения безвредных для окружающей среды продуктов можно уменьшить нагрузки при одновременном снижении последующих затрат на предупреждение и ликвидацию ущерба для окружающей среды. Тем самым для изготовителей появляется стимул для усиленного провидения НИОКР и маркетинга в секторе экологически благоприятных продуктов. При этом возрастает роль органов власти и государственного управления в целях формирования и стимулирования спроса на потребительском рынке на экологически безвредные продукты. Такая возможность имеется за счет проведения экологической политики, основанной на усилении государственных закупок, учитывающих требования охраны окружающей среды

Очевидно, что вступление России в ЕС предполагает выполнение требований, установленные для Государств-членов ЭС, в том числе - в области окружающей среды.

Такому пониманию проблемы способствовало:

• развитие экологического законодательства и усиление влияния экологического права на цели предпринимательской деятельности;

• возрастание роли на рынке экологических качеств и характеристик товаров и продуктов как предпосылка их производства и реализации;

• усиление морального давления общественности на предпринимателей с точки зрения соблюдения экологических интересов населения.

Этапы развития экологического менеджмента за рубежом охватывают период: от внедрения в практику предпринимательства принципа "затраты-выгоды" в конце 60-х годов до принятия в 1993 г. основополагающих документов ЕС по экологическому менеджменту.

Как "взгляд вперед" обосновывается необходимость отражения внешних экологических издержек в издержках предприятия, излагаются методы и подходы к оценке ущерба от загрязнения окружающей среды.

Значительный интерес, на наш взгляд, представляет анализ категорий нематериальной выгоды защиты окружающей среды. Последние, например, охватывают психологические аспекты последствий загрязнения, т.е. те аспекты снижения уровня благосостояния, которые связаны с понятиями "стоимости выбора", "стоимости наследства" и "стоимости существования" и которые выходят за рамки чисто потребительских экономических потерь стоимости окружающей среды. Так, в частности, под "стоимостью выбора" понимается стоимость, которую человек ассоциирует с возможностью использования определенного аспекта окружающей среды в будущем.

Трудности оценки психологических и социальных издержек, связанных с загрязнением окружающей среды связаны со сложностью перевода психологических эффектов, связанных с экологическим неблагополучием (таких как стресс, отказ от первоначальных намерений, разочарование, агрессивность и чувство тревоги) в экономические показатели. В качестве инструмента исследования использовался метод структурированного интервью с помощью компьютерной техники, когда населению всех возрастных групп и категорий задавался вопрос об их готовности платить ("Zahlungsbereitschaft") за улучшение качества окружающей среды взамен на то, что у них появится чувство возрастающего благосостояния. Характерно, что при оценке желания населения платить применительно к различным секторам загрязнения окружающей среды (воздух, вода, отдых и туризм, шумовое загрязнение, охрана биологических видов и др.) практически никто из опрошенных не соглашался с ухудшением106

окружающей среды в обмен на более высокий уровень дохода. Указанные оценки использовались для обоснования экологически сознательной стратегии менеджмента

Как показывает анализ, одним из эффективных на практике инструментов экологического менеджмента за рубежом являются экологические чек-листы. Они представляют собой перечень вопросов, охватывающих основные направления организации охраны окружающей среды на предприятии или фирме. Например, "Цели и стратегия производства и охраны окружающей среды", "Экологический маркетинг", "Инвестиции в области охраны окружающей среды", "Мотивация сотрудников в области охраны окружающей среды и экологическое образование", "Нейтрализация вредных выбросов и ресурсосбережение", "Экономия воды и энергии", "Работа с общественностью" и т.д. Впоследствии эти направления конкретизируются в виде практических мероприятий. Как правило, экологические чек-листы составляются в виде анкет-опросов для менеджеров. Здесь охвачены, к примеру, таите направления деятельности, как управление персоналом ("Являются ли сотрудники нашей фирмы в достаточной мире экологически ориентированы? Является ли достаточным уровень экологического образования и специальной подготовки сотрудников?"), ресурсосбережение Перейти на страницу: 1 2 3 4 5